После бума середины 2000-х, когда на первичное публичное размещение акций выходили десятки компаний из России и Украины, сегодня интерес международных инвесторов заметно угас. К тому же после кризиса активность на иностранных биржах уменьшилась, а  «дешевых» денег не осталось. Стоит ли украинскому бизнесу в этой ситуации думать о выходе на IPO?

Решить, что даст вам выход на IPO

Initial Public Offering (IPO) – первичное публичное размещение акций. Выход на IPO – задача непростая, особенно после кризиса, когда инвесторы вряд ли будут сорить деньгами. Поэтому необходимо заранее тщательно продумать и спланировать этот процесс. И именно сейчас, когда на международных биржах затишье, самое время начать подготовку к выходу на IPO.

Подготовка занимает от 1-го до 3-х лет и зачастую требует полной перестройки работы компании, перехода на принципы прозрачности ведения бизнеса, а также перевода финансовых операций на новые стандарты отчетности. Очевидно, что такая перестройка потребует значительного количества времени и ресурсов владельца да и всего топ-менеджмента. Поэтому, чтобы не оказалось, что эти ресурсы потрачены напрасно, необходимо  убедиться, что IPO – действительно самый лучший вариант для вашей компании. Для этого нужно проанализировать следующее.

 

    • Цели. Одна из главных целей выхода на IPO – получение дополнительного финансирования для развития бизнеса. Однако некоторые предприниматели начинают бизнес именно для того, чтобы на определенном этапе вывести его на биржу, получить деньги и отойти от дел. Другие владельцы рассматривают IPO как возможность сделать свою компанию известной, придать ей вес на международных рынках. Определите свою цель и в соответствии с ней разрабатывайте стратегию вывода компании на IPO.
    • Альтернативы. Даже беглое упоминание трудностей, с которыми придется столкнуться компании в процессе подготовки к выходу на биржу, должно заставить владельца внимательно рассмотреть другие источники привлечения капитала.
    • Риски. Говорят, что у компаний, решивших идти на биржу, обратной дороги нет. В первую очередь потому, что вести дела «по-старому» уже не удастся. Компания станет публичной, а это значит, что все ее операции должны быть прозрачными. Финансовая отчетность и стратегия развития должны находиться в открытом доступе. Придется избегать (или уметь улаживать) любых конфликтов с партнерами, клиентами и контролирующими органами – иначе, просочившись в прессу, они создадут негативную репутацию компании, что незамедлительно повлияет на стоимость акций.

Наконец, необходимо понимать, что цель компании, которая стала публичной, –максимизировать прибыли акционеров. Часто это может идти вразрез с изначальной миссией ее основателя (например, создать компанию с семейной атмосферой и возможностью самореализации для каждого сотрудника). Владельцу придется смириться с мыслью, что его бизнес больше не будет полностью принадлежать ему.

Учесть самое главное

Если вы твердо решили выводить компанию на IPO, то в первую очередь следует обратить внимание на следующие аспекты деятельности.

Преимущества. Первый шаг на пути к IPO – выявить преимущества, которыми могут заинтересоваться потенциальные инвесторы. Несомненно, прежде всего, инвесторов будет интересовать финансовое состояние бизнеса и возможность генерировать прибыли в будущем. Объективный анализ финансового состояния компании даст due diligence — всестороннее исследование деятельности компании, комплексная проверка её финансового состояния и положения на рынке.

Финансы. Финансовая отчетность компании должна отвечать принципам прозрачности и составляться согласно правовым требованиям той страны, в которой расположена биржа. Так, выходя на биржи США, придется перестроить финансовую отчетность согласно принципам бухгалтерского учета US GAAP. Европейские биржи требуют применения в компании принципов МСФО (IFRS). Несмотря на то, что Минфин Украины вносит изменения в национальные стандарты, которые приближают их к международным, до сих пор не многие финансовые менеджеры умеют применять стандарты МСФО на практике. В этом случае без поддержки опытных консультантов не обойтись. Например, компания «Tradeus — Ukraine»   помогает компаниям перейти на новые стандарты бухгалтерской отчетности.

Отчетность. В зависимости от требований биржи, компании придется представить на анализ свою бухгалтерскую отчетность. Как правило, подается отчетность за предыдущие 3 года, при чем уже трансформированная в соответствии с МСФО или US GAAP. Эти отчеты должны быть заверены аудитором после проверки достоверности финансовой информации, содержащейся в них.

Стабильность. В жестких посткризисных условиях заинтересовать инвесторов смогут только компании, крепко стоящие на ногах. Прежде чем выходить на биржу, необходимо занять лидирующую позицию в отрасли или сегменте рынка. Также компания должна доказать, что она настроена на долгосрочную работу. В этом поможет наличие долгосрочных лицензий, собственных торговых марок и технологий, сложных для копирования конкурентами.

Безусловно, выход на IPO – процедура сложная и продолжительная. Одна из главных причин неудач при первичном размещении акций – сжатые сроки, которые негативно влияют на качество подготовки. Поэтому, даже если вы планируете выход на IPO лишь в отдаленном будущем, трансформацию принципов корпоративного управления необходимо начинать заблаговременно.

От 23.07.2013