Выход на IPO

Когда компания принимает решение о привлечении инвестиции с помощью выхода IPO, начинается подготовка ряда внутренних и внешних мероприятий. Среди внутренних мероприятий важное место занимает процесс построения прозрачной финансовой отчетности, инструментом для которого может  стать ERP-система.   Поэтому выход на IPO можно рассматривать как один из важных движущих мотивов, определяющих необходимость и неизбежность начала работ по внедрению ERP системы.

Аббревиатура IPO расшифровывается как Initial Public Offering, что в переводе означает «первичное публичное размещение акций«. Любая компания, выходящая на IPO, преследует как минимум две цели: переход компании на новый уровень управления за счет придания ей публичного статуса и привлечение инвестиций. Одновременно с этими целями IPO можно рассматривать как  эффективную и долгосрочную PR-акцию для компании. Ведь сам факт подготовки к IPO дает компании возможность коренным образом изменить управление бизнесом, сделать его более качественным и совершенным. Менеджменту приходится тщательнее и взвешенно подходить к принятию текущих решений и стратегическим задачам.

ЭТАПЫ ИПРОЦЕДУРЫ ПОДГОТОВКИ ВЫХОДА КОМПАНИЙ НА IPO:

1. Принятие решения о выходе. Принимая решение о проведении IPO, помимо существенных расходов на сам процесс подготовки, собственники должны быть готовы к значительному изменению структуры и менеджмента компании.

2. Выбор юрисдикции холдинговой компании. Наиболее популярными юрисдикциями являются: Англия, Кипр, Нидерланды, Люксембург. По словам экспертов, зарубежные инвесторы не рискуют связываться с украинской судебной системой в вопросах защиты права собственности.

3. Подбор юридической компании по сопровождению. Основными критериями на данном этапе являются наличие офиса в юрисдикции холдинговой компании, офисов в юрисдикциях нахождения основных активов.

4. Осуществление структуризации холдинга. На данном этапе происходит регистрация холдинговой компании, первый выпуск акций, получение всех необходимых разрешений. Потом холдинговая компания покупает все компании, владеющие активами.

5. Налаживание работы финансовой службы компании по регулярной подготовке консолидированной финансовой отчетности холдинга по международным стандартам. Данный этап связан с необходимостью готовить финансовой службой компании (холдинга) отчетность в строго ограниченные промежутки времени.

6. Выбор международной аудиторской компании для проведения финансовой отчетности.

7. Выбор первой даты проведения аудита. После проведения юридического аудита холдинга осуществляется финансовый аудит отчетности компании.

8. Подготовка бизнес-плана холдинга на следующие 5 лет на основании отчетности, подтвержденной международным финансовым и юридическим аудитом.

9. Выбор инвестиционного банка для поиска инвесторов. Инвестбанкиры, исходя из бизнес-плана, оценивают компанию и говорят, какую цену могут предложить на рынке. При этом стоит учитывать наличие опыта работы инвестбанка в юрисдикциях холдинга, а также наличие у него базы инвесторов, заинтересованных в данном регионе.

10. Принятие решения о методе для поиска инвестора: только частное предложение (private placement, PP), либо дополнительно — публичное предложение (IPO).

11. Выбор биржи и площадки на ней. Наиболее популярными биржами являются Лондонская, Варшавская и Франкфуртская.

12. Выбор компании, отвечающей за отношения со СМИ и инвесторами.

13. Старт проекта. Создание команды проекта продажи акций, составление плана графика проекта.

14. Создание публичного совета директоров холдинга.

15. Подготовка необходимых документов. Сначала готовится презентация для аналитиков, потом разрабатывается веб-сайт холдинга и его компаний, проспект эмиссии, роуд-шоу презентации и презентации для СМИ. Все документы проверяются юристами, аудиторами, и их заключения передаются инвестбанкирам, для снижения риска исков от инвесторов за подачу недостоверной информации.

16. Получение всех необходимых регистраций и разрешений от государственных органов юрисдикции холдинговой компании и биржи.

17. Роуд-шоу. На данную процедуру может уйти порядка двух недель. Инвестиционные банкиры предварительно готовят презентацию аналитика, проводят маркетинговый опрос относительно цены, ожиданий инвесторов и т.д.

18. Закрытие книги заявок. На данном этапе становится известным, какие инвесторы и по какой цене подали заявки на покупку акций.

19. Проведение расчетов. От момента закрытия книги данный этап занимает порядка двух недель. Компании, которые подали заявки на покупку акций, переводят деньги за акции. После подтверждения со стороны банка о получении денег, акции передаются акционерам.

20. Старт листинга. После этого биржа официально открывает торги акциями компании, которая с данного момента становится публичной.

От 18.10.2013